24 мая 1667 года, то есть 335 лет тому назад началась Guerre de Dévolution, то есть Деволюционная война. Она продлилась всего год, но вовлекла в свою орбиту Францию с одной стороны и целую коалицию из Испании, Англии, Швеции, Шотландии и Республики Соединенных провинций с другой.

Война, как часто бывало в те времена из дел семейных августейших особ. Когда в 1659 году Франция и Испания заключили Пиренейский мир, то его решили скрепить браком Людовика и испанской инфанты Марии Терезии. Мирный договор составлял знаменитый кардинал Мазарини, хитроумный интриган и дипломат, что в 17 веке значило одно и тоже. Среди строк и параграфов документа он приготовил для слабеющей Испанской империи страшную ловушку. Мария Терезия отказывалась от всяческих прав на любое наследство своего отца Филиппа IV. За это испанцы должны были выплатить огромное приданое в размере 500 тысяч экю золотом. Разоренная неудачными войнами, она была это сделать не в состоянии, но Мазарини "милостиво" согласился об отсрочке. И этот долг дамокловым мечом висел над испанскими владениями в Европе, хотя испанцы об этом даже не подозревали.

Кстати, семейные проблемы Филиппа IV ставили под удар герцогство Брабант - богатейшую провинцию в южнонидерландских владениях Испании. Так как Филипп IV был женат вторым браком (от первого родилась Мария Терезия, а от второго - будущий король Карл II), то в случае его смерти в силу вступало так называемое деволюционное право, то есть эти земли переходили к Марии Терезии

Мазарини, как и сам Людовик XIV знали о том, что король Испании серьезно болен, и в ближайшее время, скорее всего оставит престол и земной мир. Действительно, в 1665 году Филипп IV умирает. И тут французская дипломатия открывает два главных козыря, имея в запасе еще два.

Козырь первый: от Испании требуют погасить задолженность по приданому. Но в испанской казне нет на это денег. Тогда требования "эволюционируют" в то, что деньги можно заменить южнонидерландскими землями. Но испанский двор отвечает, что Франция не имеет на них никаких прав.

Козырь второй: но ведь эти земли по деволюционному праву должны отойти по наследству к жене Людовика XIV. Как же так? - удивляются испанцы. - Ведь при заключении брака она же отказалась от прав на наследство.

Козырь второй: Дело в том, - вежливо объясняют французские послы. - Дело в том, что на момент заключения брака инфанта была несовершеннолетней, а ваш покойный король так торопился подписать долгожданный мир, что не придал этому факту особого значения. Зато придал значение Мазарини, и теперь сам Людовик XIV утверждает, что на бедную девочку просто надавили, да еще и не выплатили придание, чем унизили сиротку, поэтому она берет свои августейшие слова назад.

Эта переписка по семейным делам шла около полутора лет, а за это время французский король подготовил решающий козырь - армию в восемьдесят тысяч человек во главе с прославленным полководцем Тюренном. Ловушка захлопнулась. Началась война в которой Испания потеряла значительную часть своих южнонидерландских владений и только вмешательство Англии и Голландии спасло ее от решительного разгрома.

Глеб Таргонский

(на иллюстрации - "Людовик XIV в 1667 году", художник Шарль Лебрен)

Добавить комментарий