При царе Алексее Михайловиче, который был охотником и интересовался оружием, в России бурно развивалось оружейное дело. Московская мастерская Оружейной палаты была переименована в Большую Царскую мастерскую, где изготавливалось исключительно дорогое оружие. Государство всячески способствовало распространению огнестрельного оружия и развитию оружейного дела.

Владение огнестрельным оружием не было исключительным правом аристократии, так как до реформ Петра I обмундирование и оружие были в собственности ратных людей. В указе «О бытии в готовности всяких чинов людям со всяким воинским снарядом против нашествия крымского хана» 1652 года говорилось:

«И ружьё всякое они сами и люди их крестьяне держали, чтоб в татарский приход никаков человек без ружья не был». Иметь огнестрельное оружие мог каждый, по крайней мере в Соборном Уложении ничего не говорится о том, что кому-либо запрещалось владеть огнестрельным оружием.

В главе III Соборного Уложения «О Государеве дворе, чтоб на Государев двор ни от кого никакого бесчинства и брани не было» сказано: «Такоже Царского Величества во дворе на Москве или где изволит Царское Величество в объезде быти из пищалей и из луков и из иного никакого оружия никому без Государева указу не стреляти и с таким оружием в Государев двор не ходити».

Это, пожалуй, единственная статья в Соборном Уложении, в которой конкретно сказано, где и когда нельзя пользоваться оружием. Имеется предположение, что 6 статья могла возникнуть под влиянием событий Соляного бунта 1648 года в Москве. В данном случае предупреждалась, прежде всего, угроза царской фамилии и оскорбление монаршего величия.

В дальнейшем, в связи с распространением оружия, выходит ещё ряд указов, касающихся огнестрельного оружия. В январе 1668 года вышел "сказанный разных чинов людям" указ "О невыезде и нехождении на сырной неделе ночью после указных часов, кроме законных нужд”. Сырная седмица или Сырная неделя перед Великим постом в народе называлась Масленица. Побывавший в России XVII века немец Адам Олеарий так описывает масленичный разгул в Москве:

"Первую неделю этого поста они зовут масленицей, во время которой они не едят ни мяса ни рыбы, но лишь масло, молоко и яйца, притом так напиваясь ежедневно водки, меду и пива и так угощаясь, что они не помнят сами себя; последствиями этого являются великий разврат и легкомыслие, а раньше зачастую совершались нападения и убийства"

Неудивителен запрет на ношение в эту неделю огнестрельного оружия по ночам. В указе предписывалось стольникам, стряпчим, дворянам московским, жильцам и детям боярским и всяких чинов служилым людям: «ни с каким ружьём в те указные часы никто бы никуда не ездил и пеши не ходил, и людей своих с таким же ружьём никуда ни пошто не посылали».

В конце XVII века оружие в городах часто стало использоваться для забавы, что приводило к пожарам: «В нынешнее летнее время учинились на Москве пожары... сказали, что хоромы их загорелись с лица, а не изнутри». В 1684 году выходит именной с боярским приговором указ «О запрещении стрелять в домах из ружей», в котором, в частности, говорилось: «Московских и всяких чинов людям сказать, чтоб они в домах своих ни из какого ружья не стреляли и людям своим стрелять не давали».

Очевидно, стрельба из ружей стала распространённым и, главное, очень опасным развлечением, так как многие не могли представить себе возможности огнестрельного оружия. Поэтому в дальнейшем не раз издавались указы, повторяющие этот.

Так, в «Статьях объезжим головам» от 19 марта 1686 года устанавливалось, что «буде кто учнет на дворах своих из какова ружья стрелять и за то знатным людям быть в опале, а людям их в наказании» (последних били батогами)». Таким образом, криминализировалось специфическое (посредством употребления огнестрельного оружия) нарушение общественного порядка.

В 1685 году выходит новый указ, подтверждающий запрещение стрелять «московским и всяких чинов людям». Затем выходит указ, запрещающий стрельбу уже не только в домах, но в целых районах города: «буде впредь с сего числа кто в Китае, и в Белом, и в Земляном городах учнёт из какого-нибудь ружья в день и по ночам пулями и пыжами стрелять и ракеты пущать». Следует отметить, что названные указы касались всех чинов, кроме, разумеется, царя и его приближённых, и были направлены на сохранение порядка, а не на ограничение огнестрельного оружия.

Указы, как правило, носили прецедентный характер, то есть они обычно издавались после какого-либо происшествия: пожара, несчастного случая и так далее — или для предотвращения беспорядков (обычно во время праздников) и разбоя в ночное время и носили временный характер.

Например, указ «О невыезде и нехождении на сырной неделе ночью после указных часов, кроме законных нужд». Или эти указы действовали на определённой территории, например, указ «О запрещении стрелять в домах». Таким образом, общих правил хранения, ношения или применения оружия ещё не было.

К концу XVII века на Руси сложилась чрезвычайно сложная политическая ситуация. Под влиянием Стрелецкого бунта 1682 года вышел указ от 25 октября 1682 года, который в целях прекращения в столице "своевольств и поединков" запретил в Москве хождение с оружием всем лицам, которые в данный момент не исполняли каких либо обязанностей связанных с ношением оружия. Этим указом предписывалось:

«Стольникам же, и полковникам, и стряпчим, и дворянам московским, и жильцам, и начальным людям русским, и иноземцам, и городовым дворянам, и детям боярским на Москве и в походах ходить с саблями и шпагами и с иным таким же ружьём; да с таким же ружьём на Москве и в походе ходить приказным, и дворовым и конюшенного чина людям, и гостям, и дохтурам и иных таких же чинов людям..., а купецким и иных нижних чинов людям и надворной пехоте, которые будут не на караулах, ни с каким ружьём не ходить».



Этот указ по своей сути напоминает статью 6 главы III Соборного уложения. Но если в статье 6 запрещение было наложено на ношение любого огнестрельное оружия при особе государя и было обращено ко всему населению, исключая узкий круг приближённых к царю, то данный указ определял сословно, кому и когда можно носить огнестрельное оружие. Однако ответственность за нарушение правил прописанных в указа наступала лишь в случае «учинения ссор, поединков и произнесения грубых слов».

Особенно правительство волновали стрельцы. Указ от 30 августа 1699 года данный именно Стрелецкому приказу устанавливал стрельцам наказание «за стрельбу из ружей и бросание ракет в городе, в первый раз батогами, а за второй кнутом и ссылкой в Азов с женами и детьми на поселение». Видимо, ситуация в стрелецком войске перед началом Северной войны требовала серьезного укрепления дисциплины.

В XVII веке закон ещё никому не запрещал владеть оружием в России, так как в этом не было необходимости. Некоторые ограничения вводились лишь на местном уровне. Помещик мог запретить своим людям держать у себя огнестрельное оружие, если это было в его интересах. Например, указ мог гласить следующее: «и людям своим стрелять не велели».

Заканчивая обзор ситуации с владением огнестрельным оружием в XVII веке, следует отметить, что своеобразным цензом, дающим право на владение оружием, было материальное положение, так как оружие было сравнительно дорогим, и иметь его мог только достаточно обеспеченный человек.



По материалам: Беляев И.Б. Законодательство об огнестрельном оружии.

Иллюстрация: Стрелец московских приказов 1675-1685 гг. Художник Николай Зубков.

Источник: Злой Московит

У вас недостаточно прав для комментирования