Вот мы и подошли к мрачной странице в истории средневековых кошек. В XIII веке для католической церкви наступил новый этап. Не смотря на постоянные конфликты со светской властью, папство достигло экономического и духовного господства в Европе. Если читатели следили за моими передачами про Первый Крестовый поход, то, наверное, обратили внимание, что для папства он был важнейшим элементом укрепления церковной экономики. Вскоре начинается экспансия католической церкви на языческую Прибалтику, уничтожение альбигойских государств на юге Франции, которые были альтернативой в первую очередь папству, ужесточение преследования всех инакомыслящих. Создается инквизиция. Наконец, папа Григорий IX добрался и до кошек, поместив их в бестиарий подручных Сатаны, искушающих добрых католиков. По сути кошки были объявлены «вне закона» и к кампании по их истреблению присоединились по своим мотивам многие феодалы. Однако кошки пережили эту «охоту», благодаря любви и уважению как мирян, так и многих священников.

Печально известный декретал папы Григория IX «Vox in Rama» представлял собой как элемент информационной войны того времени, так и образчик мракобесного «фэнтези», сопоставимый с печально известным Malleus Maleficarum, который выйдет двести лет спустя. Григорий ни много ни мало обвиняет штедингов (вольных крестьян побережья Северного моря) вся вина которых состояла в том, что они отказывались платить подати церковным феодалам, в том, что они присягнули самому Люциферу.

Папа объявляет против них крестовый поход и обосновывает его необходимость фантастическими картинами инициации штедингов. Согласно Григорию к тому, кто хотел отречься от католической веры являлась жаба размером с собаку, затем некий бледный человек и, наконец, на званном пиру оживала статуя черной кошки. Черная кошка шла задом наперед к посвященному, который должен был скрепить договор с Люцифером и поцеловать эту кошку под хвост. После этого, как пишет озабоченный ересью папа, начинается оргия, которую торжественно закрывает человек у которого нижняя половина туловища мохнатая, как у кошки.

Этого плода воспаленного воображения было достаточно для обоснования как истребления штедингов, так и для дальнейшей демонизации кошек. Папа Григорий, который опирался на юристов знаменитого университета в Болонье вообще успешно сочетал мистику и вдумчивую правовую казуистику. Его детище, инквизиция, еще долго будет сеять смерть и несчастье в Европе. Что касается кошек, то наследники Григория видели, что они пользуются любовью людей, поэтому особо яростные мистики и мракобесы регулярно напоминали о том, что это животное – самое близкое к дьяволу. В многочисленных назидательных exempla, наставлениям инквизиторам, в легендах мы видим кошку в образе самого страшного соблазнителя. Например, монахов губят прекрасные суккубы в виде соблазнительных девушек, но до этого они приходят в виде жалостливо мяукающих котов, которые просятся в теплую келью.

Привязанность людей к котам привлекала пристальное внимание не только церковников, но и феодалов. Они часто использовали эту привязанность в извращенно-«педагогических» целях. Некоторые источники приводят свидетельства, что в качестве экзамена для вступления в военный отряд, кандидат должен был убить котенка. В Венеции среди военных моряков был распространен обычай топить кошек, зашитых в мешок. Кстати, во время правления Муссолини, в качестве воспитания «здоровой жестокости» фашисты голыми руками убивали котят, возможно вычитав где-то про средневековые изуверства. Также феодалы в качестве своего рода аттракционов устраивали массовые уничтожения кошек. Про сожжение кошек, которые почтили своим присутствием многие французские короли, мы уже писали. Феодалы менее значительные также не отставали. Во время праздника Святого Иоанна Крестителя по приказу графов и маркизов кошек сжигали в мешках и корзинах. В Париже специально нанятые «cour à miaud» («охотники на кошек») поджигали кошку и затем гнались за ней по улицам.

Отметим, что эти «празднества» стоили достаточно дорого, так как кошек покупали за значительные суммы. Остановимся на еще одной мрачной традиции из истории города Ипр, получившей название Kattenstoet («Фестиваль кошек»). Считается, что здесь инициатором массовых убийств кошек были уже не церковники и феодалы, а горожане, хотя традицию заложил именно феодал. Согласно официальной версии граф Фландрии Бодуэн II в 962 году метнул с башни замка несколько кошек, после чего их трупы торжественно сожгли. Впрочем, некоторые исследователи считают, что до времен Реформации, никаких данных о жестоких убийствах не встречается. Их оппоненты указывают на городские счета начала XV века, согласно которым город закупал во Франции кошек. Однако, есть вполне логичное объяснение, что кошек закупали для борьбы с грызунами (мы уже неоднократно писали о том, что кошки были важнейшим товаром и импорта и экспорта в Античности и в Средние века).

Достоверно известно, что традиция метания кошек с колокольни церкви Святого Мартина, зафиксирована в XVI веке, то есть в эпоху религиозных войн и особого религиозного фанатизма. Эта традиция, которой наслаждались «добрые католики» была временно прервана, когда с 1578 по 1590 гг. город контролировали кальвинисты, но затем продолжилась. Городские источники с дотошностью фиксируют количество уничтоженных питомцев. Впрочем, были и счастливые случаи. В конце XVII века сброшенный с колокольни кот удачно приземлился на осла, что смягчило падение. Другая кошка умудрилась упасть в открытое окно сыроварни прямо в бочку с сыром и тоже выжила. Мерзкий обычая просуществовал до 1817 года, когда последняя кошка, сброшенная с колокольни, пережила падение и скрылась от мучителей. В городе Ипр по прежнему проводят «Кошачьи фестивали», но теперь кошек там чествуют и по сути извиняются за своих жестоких предков.

Следует отметить, что попыткам церковных иерархов и феодалов объявить войну кошкам, активно сопротивлялись другие церковные иерархи и феодалы. «Кошачье лобби» было весьма влиятельным. В следующий раз мы поговорим о католических святых и римских папах, которые обожали кошек, а также узнаем, как кошки повлияли на эпоху Возрождения.

Идея и редакция цикла: Егор Яковлев
Текст: Глеб Таргонский

Добавить комментарий