Кто из нас не читал роман Жюля Верна «Вокруг света за восемьдесят дней»? Кто не переживал за отважного английского джентльмена Филеаса Фогга и его неунывающего слугу, французского силача Жана Паспарту? Кто из нас не прокладывал по карте или глобусу маршрут их великого путешествия, кто с волнением не считал дни? Роман вышел в газете «Le Temps» в 1872 году и породил множество споров на тему того, возможно ли такое путешествие в реальности. Большинство сошлось на том, что такие путешествия в целом возможны, но в достаточно далеком будущем.

Наша история началась почти также как и роман Жюля Верна. В редакции популярной американской газеты «New York World» завязался спор между главным редактором и журналисткой Нелли Блай (под таким псевдонимом осталась в истории Элизабет Кокран Симэн), которую уже тогда называли «Леди Сенсация».

И было за что! Она заслужила первую популярность за серию репортажей о положении женщин на заводах Питтсбурга, а также за путевые заметки о Мексике при Порфирио Диасе (кстати, за них мексиканские власти даже выслали ее из страны).

В рамках журналистского расследования Нелли Блай имитировала психическое расстройство, чтобы ее поместили в женскую психиатрическую лечебницу. Находясь там, она подробно фиксировала все особенности системы издевательства над пациентами, невежественность и коррумпированность врачей. Ее публикации всколыхнули общественное мнение, привели к дебатам в сенате, итогом которых стал пересмотр системы финансирования и контроля Департамента общественной благотворительности и исправительных учреждений.

Но сейчас Нелли Блай поспорила со своим редактором, что рекорд Филеаса Фогга и Жана Паспарту можно побить и объехать земной шар не за восемьдесят, а за гораздо меньший срок. И редактор предложил ей самой и побить этот рекорд. Торжественное отбытие Нелли Блай из Нью-Йорка произошло 14 ноября 1889 года. Из ее путешествия сделали настоящий тотализатор: читателям газеты предлагали угадать время прибытия Нелли Блай домой за солидное вознаграждение: поездку в Европу.

Нелли Блай значительно отклонилась от маршрута, так как посетила Париж, где взяла интервью у самого Жюля Верна, который с восторгом приветствовал свою «фанатку». Затем, пересаживаясь с пароходов на поезда, Нелли Блай посетила Париж, Бриндизи, Суэцкий канал, Цейлон, Сингапур, Гонконг, Японию. Наконец, через семьдесят два дня шесть часов и десять минут она вернулась в Нью-Йорк. Спор был блестяще выигран.

Однако через год ее рекорд был побит не менее интересным человеком Джорджем Фрэнсисом Трэйном. Он баллотировался в президенты США в 1870 году и решил построить свою избирательную кампанию весьма оригинально: отправиться в самое быстрое кругосветное путешествие. Впрочем, ему пришлось задержаться в Париже на два месяца: он принял участие в Парижской коммуне, дрался на баррикадах за что попал на две недели в тюрьму. Любопытно, что за его освобождение боролось американское правительство при посредничестве Александра Дюма.

В 1890 году он отправился в кругосветное путешествия из города Такома штата Вашингтон и вернулся обратно через шестьдесят семь дней, двенадцать часов и одну минуту, а через два года побил свой же рекорд и завершил «кругосветку» за шестьдесят дней.

Такие люди как Жюль Верн, Нелли Блай и Джордж Фрэнсис Трэйн были не просто «пропагандистами скорости», они заставляли миллионы людей по новому взглянуть на меняющийся мир, который становился все более доступным для человека благодаря науке и технике, которая решала вековые проблемы человечества. Таких пропагандистов не бывает слишком много, потребность в них сравнима с потребностью человека в переменах к лучшему. Поэтому наши герои остались в пантеоне славы великого Прогресса.

Глеб Таргонский

Иллюстрация: Нелли Блай в день отъезда в кругосветное путешествие

Добавить комментарий