История о том, как 27 марта 1999 года сербские зенитчики сбили самолёт-невидимку F-117, широко известна. Гораздо менее знаменитым стал второй такой случай. Сербам удалось подбить ещё один самолёт, построенный по технологии «Стелс», но тогда историю смогли сохранить в тайне, поскольку «Ночной ястреб» сумел доковылять до базы. Однако уже в наше время бывший пилот Чарли Хайнлайн поведал, как это случилось.

Хайнлайн и его 9-я истребительная эскадрилья «Летающие рыцари» базировались на базе Шпангдалем в Германии. Это довольно далеко от Югославии, и между взлётом и посадкой проходило часов по шесть. В основном, по словам Хайнлайна, F-117 бомбили узлы связи, а также мосты, заводы и подобные цели. Чаще всего эти вылеты оказывались довольно рутинными, но 30 апреля для лётчиков выдалась «интересная ночь».

Сербы отстреливались в основном при помощи винтажных советских комплексов С-125 «Печора». Это грозная зенитка для своей эпохи, но первые С-125 встали на вооружение ещё при Хрущёве, и к 1999 году «Фантомы», по которым они стреляли в эпоху холодной войны, было уже не встретить в воздухе над Югославией.

Однако при умелом применении опасность могли представлять и они. Американские лётчики были, конечно, прекрасно осведомлены о том, как был сбит под Буджановцами самолёт Дейла Зелко. Так что скучать в те часы, которые они проводили в полёте, не приходилось.

«Стелсы» летали обычно в сопровождении самолётов поддержки. В эту ночь Хайнлайн почти добрался до цели, расположенной на западной окраине Белграда, когда с одного из таких самолётов передали: запущена сербская зенитная ракета.

Хайнлайн не видел своего напарника: тот шёл в темноте в нескольких километрах в стороне. Но две здоровенные ракеты «Печора», похожие во тьме на огненные шары, мчались примерно там, где должен был быть второй самолёт.

Связи друг с другом «Ястребы» не имели: во-первых, в районе работали американские же глушилки, а во-вторых, антенны были убраны, чтобы лишний раз не демаскировать себя. Так что, отбомбившись, Хайнлайн просто отправился в пункт, где его должен был ждать воздушный заправщик.

Заправщик точно был на месте, а вот напарник начисто отсутствовал. Хайнлайн убедил «летающий танкер» оставаться в этом квадрате ещё какое-то время. И наконец они дождались самолёта — тот, по выражению Хайнлайна, «был не в лучшей форме». Второй F-117 кое-как подключился к заправщику… и тут же отвалился. Танкер сбавил скорость, и со второго раза, теряя горючее, «Ястреб» всё же смог присосаться к летающему заправщику. На обратном пути Хайнлайн снова потерял напарника, но в конечном счёте тот всё же сумел доковылять до Шпангдалема.

Эта история всё равно содержит много белых пятен: мы даже не знаем, что конкретно за самолёт был подбит, какие системы у него были повреждены и какова судьба пилота. Однако теперь у нас есть чёткое подтверждение, что сербы стреляли в молоко реже, чем можно было подумать. Хайнлайн же замечал в дополнение, что тяжёлые ЗРК оставались серьёзной проблемой в любом случае, даже формально устаревшие. В конце концов, «Стелс» даёт машине меньшую заметность для радаров, это не шапка-невидимка. Ну а война всегда оставляет место случайностям и шансам для пусть и не очень хорошо технически оснащённой, но мотивированной и способной как следует распорядиться своими ресурсами стороны.

Автор: Евгений Норин

Добавить комментарий