Представьте себе, в истории была русско-индейская война. События разворачивались в русских владениях в Америке, а именно на Аляске, в 1802–1805 годах. Вооружённый конфликт вспыхнул между русскими колонистами и племенем тлинкитов, сражались за контроль над островом Ситка и берегами промысла каланов.

Изначально отношения между племенем тлинкитов, известным своей свирепостью, и колонистами развивались неплохо. Так как тлинкиты признавали только родовые связи, между различными кланами постоянно происходили конфликты. Той части индейцев, которая владела островом Ситка, был выгоден союз с русскими, так как он давал значительное преимущество в конфликтах с другими родами.

Несмотря на то что поначалу имели место небольшие вооружённые стычки, уже в 1798 году глава партии промышленников и будущий правитель Аляски Александр Андреевич Баранов заключил договор с вождём племени Скаутлельтом о приобретении земель и строительстве фактории. Вождь крестился в православие под именем Михаил, а в 1799 году колонисты начали возводить форт Святого Архистратига Михаила.

Однако мирное сосуществование продлилось недолго. Различные кланы в конце концов заключили перемирие. Хотя у аборигенов Ситки был богатый опыт общения с белыми, их отношения с русскими обострялись до тех пор, пока не переросли в масштабный вооружённый конфликт.

Как ни странно, одной из предпосылок к войне были отношения тлинкитов с другими белыми — а именно с англосаксами. Дело в том, что русские промысловые группы (в основном представленные алеутами) добывали пушнину путём самостоятельной охоты на каланов. В то время как британские и бостонские торговцы несколько раз в год приплывали к берегам острова, покупали у тлинкитов пушнину и отбывали восвояси. Англосаксы обменивали пушнину на ткань, оружие, спиртное. Русские колонизаторы не могли предложить индейцам практически никаких ценных для них товаров, так как действовал запрет на продажу аборигенам огнестрельного оружия.

И хотя европейцы ежегодно вывозили с Ситки 10–15 тысяч каланов, что равнялось четырёхлетнему промыслу русских экспедиций, хищнический русско-американский промысел подрывал благополучие тлинкитов, что впоследствии привело к войне.

После того как в 1802 году из Михайловского форта ушла партия из 190 алеутов, на Ситке осталось 26 русских, шестеро «англичан», 20–30 кадьякцев и около 50 женщин и детей. Обитатели поселения беспечно занимались своими делами. В этот-то момент на форт и напала «орда» из 1600 индейцев. Часть из них выдвинулась из леса, а другие на боевых каноэ приплыли со стороны залива. Форт был разграблен и сожжён, а его немногочисленные жители перебиты.

Два года Александр Баранов собирал силы для возвращения на Ситку. Он узнал, что из Кронштадта вышла в море первая русская кругосветная экспедиция, и с нетерпением ожидал прихода «Невы» в Русскую Америку, занимаясь в то же время строительством целой флотилии кораблей. Летом 1804 года Баранов отправился к острову со 150 промышленниками и 500 алеутами на своих байдарках и с кораблями «Ермак», «Александр», «Екатерина» и «Ростислав». В течение месяца Баранов пытался вести переговоры с вождями о выдаче пленных и возобновлении мирного договора, однако всё было бесполезно.

Наконец, когда к русской флотилии присоединился бриг «Нева», начались долгие военные действия. Индейцы выстроили деревянную крепость, в которой засело около сотни бойцов. Русские, обстреляв из корабельных орудий поселение, начали штурм, но он был отбит. Во время штурма Баранов был серьёзно ранен в руку. Однако осада и артиллерийские обстрелы продолжались. Осознав бесперспективность сопротивления, индейцы покинули свою крепость. В укреплении нашли около 30 убитых индейцев. 8 октября 1804 года над туземным поселением был поднят русский флаг. Началось строительство форта и нового поселения. Вскоре здесь вырос город Ново-Архангельск. Потери русской коалиции составили около 20 человек.

Несмотря на фактическую победу русских, противостояние продолжалось ещё целый год. Индейцы сожгли ещё одну русскую крепость — Якутат, а также селение в Юго-Восточной Аляске, погибло около 45 русских и более 230 туземцев (ещё приблизительно 250 из партии Демяненкова стали косвенными жертвами конфликта в Якутате). Всё это на несколько лет остановило продвижение русских в южном направлении вдоль северо-западного побережья Америки.

Индейская угроза не позволяла приступить к систематической колонизации Юго-Восточной Аляски. Однако после прекращения промысла в угодьях индейцев отношения несколько улучшились и русские возобновили торговлю с тлинкитами, даже позволив им восстановить родовое селение возле Новоархангельска.

Перемирие между русскими и индейцами было заключено спустя… 200 лет. Так как союз, заключённый Барановым с вождём Катлианом не признавался индейцами. Осенью 2004 года в церемонии участвовала проживающая в Москве И. О. Афросина — прямой потомок главного правителя колоний Баранова. Официальная церемония примирения проводилась на поляне, рядом с тотемным столбом военного вождя киксади Катлиана, установленным в 1999 году. Под историей давней вражды была подведена последняя черта.

Добавить комментарий