19 марта 1629 родился русский царь Алексей Михайлович Романов. Московская жизнь в XVII века била ключом и логически подводила к тому, что потом выльется в петровские реформы. Но во второй половине века государством правил, по словам историка С. Ф. Платонова, «любопытный и приятный, но более благородный, чем практически полезный правитель» Алексей Михайлович.

В нём не было той инициативности, которой потом будет так славиться его сын. По натуре царь скорее был созерцателем, нежели деятелем. Рос он в спокойной атмосфере, находился под попечительством дядьки боярина Бориса Морозова. Но уже в 16 лет осиротел и вступил на московский престол.

Современники дают нам положительные описания царя. Отмечали его приятную внешность: «с живыми голубыми глазами, в которых светилась редкая доброта». Достоинства царя Алексея с некоторым восторгом описывали лица, вовсе от него не зависящие, — а именно далёкие от царя и от Москвы иностранцы. Один из них, например, сказал, что Алексей Михайлович «такой государь, какого желали бы иметь все христианские народы, но немногие имеют» (Рейтенфельс). Другой поставил царя «на ряд с добрейшими и мудрейшими государями» (Коллинс). Третий отозвался, что «царь одарён необыкновенными талантами, имеет прекрасные качества и украшен редкими добродетелями» (Лизек). Четвёртый отметил, что, при неограниченной власти своей в рабском обществе, царь Алексей не посягнул ни на чьё имущество, ни на чью жизнь, ни на чью честь (Мейерберг). Уже позднее российские историки будут описывать его тоже с некоторым благоговением. Например, Ключевский называл славной русской душой и готов был видеть в нём лучшего человека средневековой Руси.

Но не зря время его правления называют «бунташным веком». Царь был действительно по натуре человеком добродушным, но уж точно не «тишайшим». Более того, он был весьма вспыльчив, легко выходил из себя, был остёр на язык и не гнушался личными оскорблениями. Было дело, даже дрался.

Писал он порой письма подобного содержания (из письма князю Григорию Ромодановскому): «Воздаст тебе Господь Бог за твою к нам, великому государю, прямую сатанинскую службу!.. и ты дело Божие и наше государево потерял, потеряет тебя самого Господь Бог!.. и сам, треокаянный и безславный ненавистник рода христианскаго — для того, что людей не послал, — и нам верный изменник и самого истиннаго сатаны сын и друг диаволов, впадаешь в бездну преисподнюю, из неяже никто не возвращался.. Вконец ведаем, завистниче и верный наш непослушниче, как то дело ухищрённым и злопронырливым умыслом учинил...» В одном заседании Боярской думы, вспыхнув от бестактной выходки своего тестя, боярина Милославского, царь изругал его, побил и пинками вытолкал из комнаты.

В политике тоже всё шло далеко не «тишайшим» образом. В его правление война сменяла войну, бунт шёл за бунтом. Человек он был требовательный и от своих подчинённых ожидал полной отдачи.

Первым событием, которое потрясло царя на всю его жизнь, стал Соляной бунт 1648 года. Бунтовщики требовали отставки Морозова, воспитателя царя, и Алексею буквально со слезами пришлось уговаривать народ пощадить его фаворита. Клялся уничтожить введённую соляную монополию. Затем при нём произошёл церковный раскол, связанный с переписыванием церковных книг и упорядочиванием обрядов. И, надо сказать, раскольники тоже принесли государству немало проблем. Например, были очень популярны «гари» — акты самосожжения, которые иногда носили массовый характер. Был при нём и Медный бунт, и восстание Степана Разина.

Так почему же Тишайший? Как мы выяснили, не потому, что жил в тихое время, и не потому, что отличался кротким нравом. Здесь дело в старинной формуле «тишина и покой» — символе благоустроенного государства. Алексей бунты «утишил», подавил, а потому и Россию привёл в состояние спокойствия. По крайней мере так считали его современники.

К тому же «Тишайший» (от латинского clementissimus) — почётный титул латиноязычного происхождения, означающий «тишину» (спокойствие, благоденствие) в стране во время правления государя.

Один документ той эпохи гласит: «Благородный сын его, благочестивейший, тишайший, самодержавнейший великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович. Тогда под его высокодержавною рукой во всём царстве благочестие крепко соблюдашеся, и все православное христианство безмятежно тишиной светилось». То есть «тишайший» — скорее титул, нежели его характер или описание времени правления. И стоит отметить, что так называли не только Алексея — например, с таким же титулом был венчан на царство старший его сын Фёдор. Симеон Полоцкий поднёс ему «Гусль доброгласную» — книжку, посвящённую «нововоцарившемуся благочестивейшему, тишайшему, пресветлейшему Великому Государю».

Добавить комментарий