На фотографии ледокол «Иосиф Сталин» прокладывает путь во льдах в 1939 году.

История отечественного ледокольного флота полна подвигов, трагедий и триумфов. Некоторые из них настолько удивительны, что выделяются на общем героическом фоне. Спасение из полярных льдов экспедиционного судна «Седов», произошедшее 81 год назад, 13 января 1940-го, стало сенсацией.

Экспедиция Отто Шмидта в начале 1930-х на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» впервые смогла одолеть Севморпуть за одну навигацию, после чего возникла идея использовать северные моря для хозяйственных целей. Но для этого были необходимы новые суда — так появились линейные ледоколы «Иосиф Сталин», «Лазарь Каганович», «Вячеслав Молотов» и «Анастас Микоян».

Это были настоящие гиганты: более 100 метров в длину, водоизмещение 11 тысяч тонн. Ледоколы развивали скорость до 15 узлов и имели большой запас автономного хода. Большинство их предшественников были созданы на зарубежных верфях, линейные ледоколы можно назвать первыми отечественными кораблями этого класса.

В 1937 году во льдах Арктики застряли ледокольные пароходы «Малыгин» и «Садко». К ним на помощь поспешил «Георгий Седов», но и он попал в ледяной плен. Ситуация оказалась тяжёлая: корабли не были оснащены для зимовки, не хватало приборов и не было ни одного человека, имевшего подобный опыт. Большую часть экипажа вывезли самолётами, но зимовать остались 33 человека. Им в следующем году на помощь пришёл «Ермак», но вызволить удалось только два судна, а «Седов» так и остался во льдах.

В экстренном порядке на помощь «Седову» отправился только вступивший в строй «Иосиф Сталин». Пробиться с первого раза не удалось: у экипажа не хватило опыта. Было принято вынужденное, но логичное решение о второй зимовке «Седова», судно использовали как дрейфующую научную станцию. Прошёл ещё год, но осенью 1939-го положение на корабле стало критическим. Льды выдавили одну из прокладок, вода хлынула в трюм, а запасов угля оставалось угрожающе мало.

Теперь экспедицию на «Иосифе Сталине» возглавили знаменитый полярник Иван Папанин и капитан Михаил Белоусов — один из самых опытных арктических мореходов. К этому моменту «Седов» успел отдрейфовать в Гренландское море, продемонстрировав направления дрейфа арктических льдов и проведя массу уникальных экспериментов.

Несмотря на двухметровые льды, «Сталин» пробился к «Седову», и 13 января 1940 года в 12 часов 7 минут корабли стали борт к борту. Дрейф «Седова», который длился 812 дней, благополучно закончился, а советский ледокол установил новый мировой рекорд восхождения к северным широтам.

Добавить комментарий